Современные гражданские пассажирские самолеты, как правило, очень похожи. Два (реже четыре) турбореактивных двигателя высокой степени двухконтурности, установленные на низкорасположенном крыле), классическая аэродинамическая схема, однотипное хвостовое оперение… Это объясняется необходимостью обеспечения максимальной экономичности эксплуатации, когда производители в буквальном смысле дерутся за каждый процент топливной эффективности. Классическая же компоновка обеспечивает максимальную экономическую отдачу и достаточную эксплуатационную технологичность использования летательного аппарата.
Авторы этих строк за долгий период увлечения военной авиацией гражданский флот рассматривали как нечто безлико-однотипное и особого внимания не заслуживающее. Неповторимую романтику покорения воздушного пространства гражданские авиаперевозки глушили твердым экономическим расчетом и полетами «блинчиком» :). Опыт показал ошибочность этой позиции. Каждый пассажирский авиалайнер – это шедевр конструкторской мысли, технологический компромисс максимальной экономической отдачи и высочайшей безопасности полета. Да и силуэт-символ гражданского самолета многим приходится по душе.
Но разобраться во всем разнообразии гражданских самолетов все равно сложно. Мы решили составить линейку видов сбоку основных авиалайнеров крупнейших авиагигантов мира – фирм Boeing и Airbus. Все изображения адаптированы для распечатки на листах А4. Рисунки выполнены в масштабе.
Следует однако помнить, что тот же Boeing 737-500 значительно отличается от Boeing 737-800 длиной фюзеляжа, крылом, двигателями (в зависимости от конкретной комплектации). При этом, однако общие обводы фюзеляжа и оперения остаются схожими. Для примера - виды различных самолетов одного семейства A320 (Airbus).